ТОП 10 лучших статей российской прессы за Dec. 4, 2015
Алексей Кравченко:
Автор: Алла Занимонец. Теленеделя. Журнал о знаменитостях с телепрограммой
30 лет назад на экраны страны вышел фильм Элема Климова «Иди и смотри» — одна из самых пронзительных картин про войну. Главную роль в ней сыграл 15-летний Алеша Кравченко. Прошедшая осень для него знаковая не только в творческом плане, но и в личном. Ровно 10 лет назад Алексей и Надежда создали свою семью. О гипнозе на съемочной площадке, раннем отцовстве, душевных метаниях — в откровенном интервью.
Алексей Кравченко
 Родился: 10 октября 1969 года в Москве  
   
  Семья: жена — Надежда Борисова, актриса; дети — Алексей, повар-кондитер (22 года), Матвей (10 лет), Ксения (13 лет)  
   
  Образование: окончил Театральное училище им. Щукина  
   
  Карьера: с 2007 года служит в МХТ им. Чехова. Снялся более чем  в 60 фильмах и сериалах, среди которых: «Иди и смотри», «Рождественская  мистерия», «Мама», «Спецназ», «9 рота», «Муха», «Братаны»  
— После выхода картины «Иди и смотри» прошло  30 лет, а я помню каждый свой съемочный день, каждый эпизод. Фильм  настолько психологически тяжелый и так потряс зрителей, что пошли слухи  о том, будто исполнитель главной роли сошел с ума, три года лежал  в психушке, а режиссер Элем Климов повесился.  
   
  Позже любая моя встреча со зрителями начиналась с вопроса из зала:  «Алексей, как вы себя чувствуете после лечения?» Отвечал с юмором:  «Неплохо. Видите, не кидаюсь на вас, не кусаюсь».
Премьера состоялась в кинотеатре «Россия» в 1985 году, во время Московского международного кинофестиваля. Зал набился битком, большинство зрителей — иностранцы, люди сидели и стояли в проходах. Когда пошли титры, я вышел в коридор. И вдруг тишину взорвал грохот распахиваемых дверей и топот — огромная толпа неслась прямо на меня! От неожиданности даже ноги подкосились. Темнокожие, китайцы, индусы в чалмах — все хватали меня, хлопали по плечам, что-то говорили…
— Их можно понять, фильм оставляет в душе глубокий след. Как вы, в то время 15-летний мальчик, попали на главную роль?
— Как это часто бывает, совершенно случайно.  Кастинг шел несколько лет, на роль Флеры пробовались тысячи мальчишек со  всего Советского Союза. Кстати, один из них — Евгений Миронов, он  мне сам об этом рассказывал. О том, что киностудия «Мосфильм» ищет  русоволосого голубоглазого мальчика, услышал по радио не я, а мой  одноклассник и предложил составить ему компанию.  
  Про актерство я в то время ни сном ни духом — какое кино, о чем вы…  Единственный раз вышел на сцену в пионерлагере «Солнечный», где сыграл  греческого принца. И вот стоим мы с дружком в вестибюле киностудии среди  огромной толпы детей, а мимо проходят какие-то серьезные тети — как  я позже узнал, помощники режиссера. Одна долго на меня смотрела, потом  тихо сказала: «Иди за мной». Заходим в крошечную комнату, тускло  освещенную лампочкой Ильича, вдоль стены сидят какие-то люди.  Мне говорят: «Представь, что твоя мама умерла, что будешь делать?»  Я секунду смотрю на пустую кушетку в углу и кидаюсь туда: «Мамочка!»  А из глаз сами собой хлынули слезы. Меня сфотографировали и пригласили  прийти на пробы.  
   
  Приезжаю домой, а мама встречает с пирожками: «Сынок, не расстраивайся,  что не взяли, у нас в семье актеров никогда не было». Она до последнего  не верила, что меня утвердят. Пробы проходили в три этапа, один другого  труднее, и каждый раз мама начинала с порога меня утешать. При этом  я совершенно не нервничал, было просто интересно, к тому же я обожал  фильмы про войну.  
  Наконец осталось последнее испытание — на внушаемость. Кто-то  из съемочной группы мне шепнул: «Ты нравишься Климову, но предстоят  тяжелые сцены, и, если ты не поддаешься гипнозу, он побоится снимать».  Едем к гипнологу. Он делает какие-то пассы руками, а ничего  не происходит, сознание ясное. Но я изобразил, что впал в транс,  долго-долго держал руки под углом в сорок пять градусов, не замечая  онемения.
— Что же это за сцена была, которую нельзя сыграть без гипноза?
— Когда мой герой опускает голову в болото.  Сцена очень сложная, и Климов намеревался снять ее с одного дубля.  Флера, видя обожженное тело Данаса, от ужаса мычит — ведь когда страшно,  человек не может открыть рот. Для этого мне склеивали губы медицинским  клеем. Чтобы я испугался по-настоящему, мне до последней минуты  не показывали актера, играющего Данаса, в гриме. Команда «Мотор!» —  женщины начинают выть, причитать… Тут вижу обгоревшего человека — играю  сцену и иду к болоту. Настолько это все пронзительно, что мне сложно  сдержаться, не заплакать. Сам себя увещеваю: «Не реви!» Снимается все  одним кадром, нельзя подвести.  
   
  И вот погружаю лицо, голову, а вода грязная такая и к тому же ледяная.  Выныриваю — лицо берут крупным планом. Слышу: «Снято!» Климов кинулся ко  мне, обнял, расцеловал, и я понял, что получилось. Без всяких гипнозов  и прочей ерунды.  
В фильме помимо этой сцены было много потрясений. Например, когда на моих глазах застрелили корову. Корова предназначалась на убой, но все равно ведь жалко. Когда в нее выстрелили, она, как лошадь, встала на дыбы и рухнула ровно на то место, где за секунду до этого лежал я. Отскочил интуитивно, иначе это закончилось бы плачевно. Она умирала, хрипела, а я должен был подползти и лечь рядом.
Я еле сдерживался, чтобы не разрыдаться. Но  плакать было нельзя. Элем Германович, видя, что от переживаний я уже  на грани, ночью после смены отвез меня на полигон и попросил танкистов  снять у мальчика стресс. Бойцы посадили меня не внутрь танка, а на люк  и, держа снизу за ноги, погнали по полю на максимальной скорости. Темно,  лишь прожектор высвечивает дорогу, холодный ветер бьет в лицо, и трясет  так, что, кажется, еще немного — и вылечу. Вдруг вижу впереди огромный  котлован, а танк, вместо того чтобы остановиться, на всех парах ныряет  вниз. Я визжу, мне и смешно, и страшно. Знаете, лучшего аттракциона  в моей жизни не было, и новый стресс вытеснил старый. Помогало держаться  то, что перед съемками я месяц ходил на аутотренинг в больницу  для душевнобольных — меня научили успокаиваться в любых условиях.  
   
  Пришлось пройти еще одно испытание — надо было похудеть до изнеможения.  Я каждое утро бегал километров по двадцать пять и практически ничего  не ел, кроме ягод. Всей съемочной группе было строго запрещено меня  подкармливать.  
   
  Но я счастлив, что работал с Элемом Климовым — он великий режиссер.  Помню, как мне хотелось на него походить. От Климова всегда волшебно  пахло дорогим парфюмом и табаком — он курил исключительно сигареты  Marlboro, которые в нашей стране тогда продавались лишь в валютных  магазинах. Длинные пальцы, колючий острый взгляд и спокойствие…  
— После удачного дебюта вы, конечно, твердо решили стать актером?
— Вскоре после «Иди и смотри» меня позвал на пробы Карен Шахназаров, который тогда приступил к съемкам «Курьера». Но я не справился: опыта не хватило. Про актерство и тогда серьезно не думал. Окончил восьмой класс и пошел в ПТУ, чтобы быстрее начать зарабатывать. Мама растила меня одна, надо было помогать. Но была еще причина, почему возникло ПТУ.
Из-за съемок я пропустил почти год и сильно отстал. Мне наняли репетиторов, но все равно я портил показатели успеваемости. И директор нашей школы сказала прямым текстом: «Кравченко, пойдешь в девятый класс — я тебя посажу». При этом я не был отъявленным хулиганом. Просто часто попадал в дурацкие ситуации. Одноклассники вышибут все стекла в классе, я приду, пару камней махану, там и стекол-то нет, но в этот момент появляется кто-то из учителей — и все, Кравченко крайний, вышиб стекла вместе с рамами.
— Неужели учителя не делали вам поблажек — ведь вы стали известны на всю страну?
— Вышла забавная история. На предпремьерный показ пригласили всех моих учителей. На следующий день прихожу в школу — меня встречают как героя — парта завалена цветами, даже неудобно стало. Входит директор, она же по совместительству физичка, глаза красные от слез — объясняет, что не спала всю ночь, настолько фильм потряс. Наговорила мне кучу лестных слов, а потом: «Ну ладно, а теперь вернемся к нашим баранам. Кравченко…» И задает какой-то вопрос, на который я не могу ответить. Классная дама неожиданно срывается и высказывает мне все, что думает про мои знания и меня самого. И, поверьте, ничего лестного в ее словах уже не было. Я послушал и отправился домой, оставив цветы на парте. С той поры решил: а пошла бы школа ко всем чертям.
— А теперь ваш портрет наверняка висит на школьной доске почета…
— Верно. На аллее школьной славы я значусь как  лучший ученик. (Смеется.) Да я не злопамятный, ни на кого не держу зла,  всех люблю.  
   
  После окончания ПТУ, где меня выучили на фрезеровщика, я начал  подумывать о театральном училище. Поехал к Климову посоветоваться. Он  спрашивает: «Зачем тебе это надо?!» Мне тогда показалось, что, может  быть, он хочет, чтобы ребенок, который у него снялся, больше нигде  не мелькал, остался его личным эксклюзивом. Настоящий смысл понял позже:  Элем Германович боялся, что я полезу учиться на гребне успеха,  а не тогда, когда по-настоящему захочу стать артистом.  
У меня было время поразмышлять, потому что вскоре призвали в армию. Попал на флот во Владивосток. Накануне призыва я прошел пробы в картину «Мать» Глеба Панфилова, но отмазывать от армии меня никто не стал. На флоте моя известность первое время была лишним раздражителем для командиров. Это позже, когда они поняли, что паренек с мозгами, может и деньги заработать для части, дали карт-бланш.
— Как вам удавалось зарабатывать в армии?
— Поскольку я с детства занимался музыкой,  окончил джазовую студию при ДК «Москворечье» и одно время мечтал стать  рок-музыкантом, то быстренько сколотил музыкальный коллектив. Мы ездили  с концертами по колхозам от Владивостока до Тихоокеанска, играли  на дискотеках. У меня в группе паренек был — вылитый Шатунов. А второй,  клавишник, точная копия Глызина. Когда они пели, девки рыдали.  
   
  После концерта к нам подходил кто-то из руководства и говорил:  слушайте, денег нет, возьмите в подарок две фуры картошки. Во  Владивостоке это было страшным дефицитом, мешок стоил сто рублей, да  и то — мелкой и гнилой. А мы привозили крупную и сухую. После такого  меня отпускали в отпуск, и не как положено — на десять суток, а дней  на сорок! Нашу группу любили приглашать на разные торжества — то День  города, то выпуск в мореходке… Когда народ доходил до кондиции,  начиналось: «Брат, а лезгинку можешь?» Песни на заказ — деньги в карман.  В часть возвращались с пачками купюр — не знали, на что потратить.  (Смеется.)  
— После армии вы поступили в Театральное училище имени Щукина и вскоре вышли на сцену знаменитого Театра имени Вахтангова. С кем из великих удалось поработать?
— С Вахтанговским театром не сложилось: отработал там восемь лет, и меня попросили уйти. Мне доставались крошечные роли без слов, максимум — танцевал гопак в роли Степана в спектакле «За двумя зайцами». Кому я дорогу перешел, не знаю. Театральные интриги — обычное дело. Сказали, что худсовет так решил. Коллеги советовали подойти к Ульянову, попросить оставить на разовых ролях. Но я не пошел. Встретил Михаила Александровича в коридоре, пожал ему руку и по-мужски, сухо сказал: «Я вас понял и ухожу». Видел, что он эту ситуацию переживал, ответил мне тогда: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». Кто бы знал, что вскоре я окажусь в МХТ!
— Для молодого актера, ничего толком не играющего в театре, трагично увольнение? Или вас это не задело?
— Когда говорят: «Уходи!», самооценка падает, и ее трудно потом восстановить. Но что Бог ни делает, все к лучшему. Месяцев через десять раздался звонок: «Здравствуйте, я Кирилл Серебренников». Так я оказался в «Откровенных полароидных снимках» — спектакле, наделавшем много шума среди театралов. Я — актер, воспитанный академической школой, — долгое время испытывал от игры шок. Нецензурщина вселяла в меня в ужас. (С улыбкой.) Потом, когда Кирилл ставил в МХТ «Мещан», снова пригласил меня, затем — в «Господ Головлевых» и «Человека-подушку». Несколько сезонов я отработал приглашенным артистом. И наконец Олег Павлович сказал: «Не буду с тобой здороваться, если сейчас же не напишешь заявление о приеме в труппу». Я решил, что это шутка, но через несколько дней встречаю его: «Олег Павлович, здравствуйте!» В ответ — тишина, прошел мимо, насвистывая. Конечно, в тот же день я написал заявление.
— Пусть с театром не сразу сложилось, зато в кино вы всегда были нарасхват. «Звезда», «Мама», «9 рота», «Спецназ»...
— У меня есть несколько ролей, которые особенно дороги. Например, «Рождественская мистерия» — такая странная сказочка, где мне посчастливилось работать с Александром Абдуловым. Со мной снимался мой сын Лешка — ему тогда было три года, и он играл меня маленького. Режиссеры никак не могли объяснить ему, как сыграть сцену, будто он ангела увидел. Они бегали с палкой, обмотанной тряпкой, тыкали в потолок и говорили: «Смотри сюда!» В какой-то момент Александр Гаврилович посадил Алешу к себе на колени, чиркнул зажигалкой и спросил: «Красиво?» Сын завороженно смотрел на огонь с таким выражением, будто и правда увидел ангела.
Вообще, на партнеров мне везет, я работал со многими звездами: Караченцовым, Мордюковой, Львом Борисовым и другими — всех не перечислишь. В фильме «Мама», где Нонна Викторовна сыграла главную роль, коллективчик подобрался не хиленький — Машков, Миронов, Меньшиков. Мордюкова была женщиной с большой буквы, яркой, неординарной, заводной. Ей нравился Володя Машков, и она шутила: «Эх, Вовка, была бы я помоложе!» Если что-то шло не так и настроение у Нонны Викторовны портилось, посылали нас с Володей исправлять ситуацию. Мы подсаживались и давай травить анекдоты. У Володи энергетика необузданная, Мордюкова быстро включалась, начинала хохотать и уже в хорошем настроении выходила на площадку.
На съемках «Спецназа» мы подружились с Владом  Галкиным. Отлично общались, а однажды повздорили в кадре и год  не разговаривали! Ни здравствуй, ни до свидания. Оба взрывные и упертые.  Перед началом второй части «Спецназа» он мне позвонил: «Кофе выпьем?»  Приезжаю в кафешку — привет-привет, молча пьем свой капучино. Допили, он  говорит: «Слушай, я не знаю, что произошло, но давай работать  дальше». Мы обнялись и после этого снова плотно общались, я часто  приезжал к нему в гости в его последнюю квартиру, недалеко от МИДа.  
   
  Ох, как мы жгли, выпивали, куролесили — было очень весело! Но после  инцидента в баре, за который Влад попал под суд, он сдал. Сильно  переживал, был просто раздавлен случившимся. Последние слова, которые  я от него услышал, такие: «Больше никогда сниматься не буду». Была бы  у него отдушина, ему бы легче было пережить стресс. Мне если плохо,  сажусь на мотоцикл и несусь или беру гитару — и вот плохое забыто,  настроение поднялось. А Владка жил профессией…  
— Стрессы и житейские трудности легче переживать, когда рядом любимые люди. Что для вас значит семья?
— Это нечто особенное. Дети, Надя… Десять лет назад я сделал выбор и, знаете, ни разу не пожалел, хотя пришлось трудно.
— Ваш развод с матерью ваших сыновей вызвал тогда резонанс. Многие вас осуждали за то, что вы ушли из семьи, несмотря на появление второго ребенка.
— С первой женой я познакомился еще  на службе — по переписке. Банальная история. Влюбленность показалась  любовью. Надо было сказать: «Стоп, никакой свадьбы! Хочешь вместе жить?  Поживем». Но я пошел на поводу и женился. А пазл все равно не сложился,  и Алиса в этом совершенно не виновата. Года через три родился Алеша.  Я тогда учился в театральном — репетиции с утра до ночи, домой приходил  поздно. Начались выяснения отношений. Домой больше не тянуло, и я пошел  вразнос. Часто просыпался среди ночи и думал: «И на кой мне такая  жизнь?» Но развестись не решался: подрастал ребенок, которого я обожал.  В тот период жизни было много разных встреч. И женщины говорили  мне в слезах: «Будь моим», но я не был к этому готов.  
   
  В начале 2005 года меня пригласили сыграть в антрепризе «Темная  комната». На читке я и увидел Надюшку — актрису Надежду Борисову. Стоило  нам посмотреть друг другу в глаза, как меня охватило какое-то неведомое  чувство. Не могу подобрать слов, чтобы описать, что это было. Когда она  была рядом, у меня вырабатывался тестостерон размером с планету. Это,  кстати, продолжается и по сей день. (Смеется.)  
   
  Мы часто виделись, но встреч наедине я первое время не искал. Вообще  старался про Борисову не думать — только репетиция заканчивалась,  я срывался и чуть ли не бегом мчался к машине. Однажды выскочил, но  кто-то мне позвонил, я промешкал, и тут выходит она и идет к своей  машине, припаркованной рядом. С того вечера все и началось. Пригласил  на кофе, она отказалась, на следующий день я позвал снова, и еще раз,  и еще. Наконец она согласилась. Пошли в кафе и просидели там несколько  часов. Я погиб. Сам на себя накинул аркан, к Наде тянуло со страшной  силой, но я продолжал бороться. Ох, как я боролся! Как-то в тоске купил  конфетки, которые любит она. Зачем, не знаю. Держал их во рту,  и казалось, будто она рядом. Когда это стало наваждением, выбросил их к  чертовой матери.
Я ходил чернее тучи, не спал ночами, не представлял, как жить дальше. И тут с младшим сыном, Матвеем, случилась беда — упал, сильно ударился головой, попал в больницу. Ему еще и года не было. Пока его осматривали врачи, я выкурил пачек пять сигарет и решил, что никуда от детей не уйду. Мы встретились с Надеждой в кафе около театра, и я ей честно это сказал. Она взяла меня за руку, ласково посмотрела: «Все будет отлично». Если бы сказала: «Да ладно, перестань, ничего с детьми не случится, давай решай — или я, или жена», возможно, все было бы иначе.
Спустя несколько дней Матвейку выписали  из больницы, я пожил дома еще пару недель. А когда понял, что край,  не могу больше, собрал вещи и поехал к Борисовой. Это случилось ровно  десять лет назад, в ноябре 2005-го. Я ни разу ни пожалел о том, что  сделал. Ручаюсь, не встреться она на моем пути, сегодня перед вами был  бы совсем другой Кравченко. И вряд ли бы он вам понравился.  
  Не скажу, что эти годы мы прожили тихо-мирно, как старосветские  помещики. Нет, можем и повздорить, и покричать, и разойтись по комнатам,  но с вещами к маме никто за это время не уходил. Мы никогда  не ссоримся, только спорим. Мне нравится ее бойцовский характер.  Девчонкой занималась футболом, карате, несколько лет назад захотела  ездить на мотоцикле — пошла учиться, честно сдала на права. Теперь  поговаривает, что хочет управлять самолетом. Препятствовать не стану.  Надя никогда не была глупенькой, поверхностной, аморфной девочкой — это  меня и привлекло в ней.
— Алексей, правда, что ее отец, актер Лев Борисов, был категорически против вашего союза?
— Первая моя встреча со Львом Ивановичем выглядела так. Он как глава семьи пригласил меня на разговор. Приезжаю к ним на дачу, садимся за стол, Надина мама начала разные вопросы задавать о моих намерениях, а папа молчал. А потом сказал: «Я эти глаза увидел впервые в «Иди и смотри» и запомнил на всю жизнь. И сейчас читаю в них правду. Так что я счастлив». А какая-то газетенка написала, что у нас отвратительные отношения. Когда Борисов об этом узнал, страшно негодовал.
— Вы Льва Ивановича папой звали?
— Сначала Лев Иванович, Мария Александровна, но быстро на пап и мам перешли. Я попросил разрешения, и все.
Знаете, я не понимаю слово «любовь». Что это?  Когда боишься остаться один? Или когда с человеком так тепло  и комфортно, что слов не нужно, все читаешь по глазам? Мы вместе с Надей  играем в нескольких спектаклях. В «Карамазовых», перед тем как зайти  на большой монолог, я всегда чувствую ее взгляд, и это для меня огромная  поддержка.  
   
  Показательно, что за все эти десять лет мне ни разу не захотелось ей  изменить даже в мыслях. Хотя красивых женщин я по-прежнему замечаю.  Кто-то скажет: шняга какая-то, не может такого быть! А я уверен, что  может. Когда мы видим старика и старушку, идущих рука об руку, думаем:  «Вот бы и у меня так было». А ведь мы не знаем, что этим людям пришлось  пережить. Наверняка между ними случалось всякое, но они остались  вместе, потому что любят друг друга.  
— Когда вы замечаете красивых женщин, Надежда не ревнует?
— Не так давно забавный случай произошел. Мы  с друзьями пошли в караоке. Сидим, общаемся. Вдруг какая-то девица  подходит, садится на спинку моего кресла и что-то шепчет мне на ухо.  Надя спокойно говорит: «Девушка, вы столиком ошиблись». Она пошла  к подружкам, они о чем-то пошушукались, и снова — ко мне. Надежда тихо,  как кошка, без эмоций на лице, схватила девицу за волосы — и под стол  опустила. Мы с друзьями были в восторге. (Смеется.) Девушка поднялась  и ни слова не говоря ушла. Что это было? Долбаная ревность, против  которой восстает все мое нутро? Возможно, но в такой минимальной  концентрации это даже приятно.  
   
  Мы с Борисовой вместе, потому что нам хорошо друг с другом. Других  причин нет. Нас ничто не связывает — ни общие дети, ни недвижимость. Нам  нечего делить.  
— Но вас связывает венчание…
— Венчаться предложила Надя. Для нее это важно, и я согласился, хотя было боязно. Священники говорят, что после этого обряда бесы сильно искушают. Многие знакомые, обвенчавшись, расстались.
— А почему вы не расписаны?
Мы однажды собрались, схватили паспорта, приехали в ЗАГС, а он оказался закрыт — выходной. Но если Надежда завтра скажет: «Хочу расписаться» — немедленно это сделаю.
— Надина дочь Ксюша называет вас папой. Как вам удалось добиться расположения ребенка, ведь у нее есть родной отец — актер Борис Миронов, с которым она прекрасно общается?
— Так случилось. Если бы у Нади была не дочь, а сын, не уверен, что вышло бы так же. Когда мы встретились с Надеждой, она была в браке, но они с Борисом остались друзьями. И Ксюшка никогда не путалась в том, как нас обоих называть. Борис — папа, и я — папа. Так она сама меня назвала, это было неожиданно и радостно. Когда она говорит мне: «Папулечка, я тебя обожаю», я таю. Она доверяет мне секреты, которые даже маме не раскрывает.
— Как сложилось общение с вашими собственными детьми после развода?
— К счастью, Алиса никогда не чинила  препятствий в общении с ними. Так что такого, чтобы мы не виделись  по несколько лет, не было. Старшему, Лехе, уже 22. Он моя копия —  и внешне, и внутренне. Его я чувствую даже на расстоянии. Работает  в ресторане поваром, обожает свое дело. Лет в пятнадцать заявил, что  сам будет зарабатывать, и прекратил брать у меня и у матери деньги. Если  очень надо, просит в долг и всегда возвращает в срок. Мне это  симпатично. Нравится наблюдать, как он превращается в мужчину. Недавно  встретились с ним в кафе, сидим, разговариваем. Тут девушка совсем  молоденькая подсела, что-то начала спрашивать, шур-шур… И вдруг я увидел, как сын накидывает  на нее лассо: голос стал низким, бархатным, смотрит ей в глаза таким  наглым взглядом, на который ведутся женщины. И я подумал: «Красавчик,  мои гены». (Смеется.) Мы с ним очень близки.  
   
  С Матвеем немного сложнее — иногда не знаю, как подступиться. Забираю,  предположим, его на неделю, первый день куксится. Спрашиваю: «Что  случилось?» — «Ничего. Домой хочу».  
   
  И тут на помощь мне приходит Ксюха, подмигивает, говорит: «Папа,  спокойно!» Усаживает нас всех за стол, расставляет настольные игры —  и Матвей доволен, гогочет во все горло. Он вообще ласковый мальчик, но  первым никогда не подойдет. Стоит мне его обнять, сказать «Я тебя  люблю», как он прижимается: «И я тебя люблю».  
   
  Недавно начали с ним осваивать мотоцикл. Поехали на площадку, я дал  задание: по кругу кататься, тормоз — газ, тормоз — газ. Договорились  продолжить тренировки. Привез его вечером к нам, а наутро он заболел  ветрянкой. У ребенка апатия — великий жизненный облом! Шлем свой рядом  положил, надеть хочет, но боится, что зеленкой испачкает. И мое сердце  сжимается: помочь-то не могу.
— Вы строгий отец? Можете кого-то из детей шлепнуть?
— Я не понимаю, как такое возможно. Хотя самому от мамы доставалось. Как-то нашел во дворе силиконовую красивую скакалку и притащил домой. А на следующий день проштрафился, порвал новую куртку. И тут я узнал, как же больно бьет по попе эта скакалка…
— Обидно было?
— Понимал, что за дело. И никогда не обижался: она мне — и за маму, и за папу…
— А где человек по имени Евгений Кравченко — ваш отец? Ведь вы носите его фамилию?
— Надеюсь, папа жив. Из детства остались такие воспоминания: вот он катает меня, маленького, на мотоцикле с коляской. Вот обнимает, крепко прижимая к себе, и я ощущаю щекой его колючую щетину. До сих пор помню его запах — вкусный такой, мужской. И голос — спокойный. Помню запах бензина от его мотоциклетного шлема, который я обожал примерять.
Они с мамой расстались, когда я только  появился на свет. Папа ушел к другой женщине, у них двое сыновей.  Не знаю, почему папа не приводил меня к себе домой. Наверное, я мог  проявить инициативу, но пацану напрашиваться не к лицу. Я никогда  на него не злился, не считал себя обиженным, а его в чем-то виноватым.  Всегда понимал, что он мне ничего не должен, а что у них с мамой  произошло — не мое дело.  
   
  Отец провожал меня в армию, затем, когда родился Алешка, часто приезжал  в гости, играл с ним, игрушки дарил. Но после моего развода общение  резко прекратилось. Кто-то мне передал, что он высказался нелицеприятно  о Надежде. Я обиделся, рассказал про инцидент в интервью какому-то  журналу, и он перестал мне звонить. Сейчас понимаю, что, может, он  и не говорил ничего подобного, но поезд ушел. Я не знаю ни номера  телефона, ни адреса. Конечно, могу найти, но… боюсь. Виню себя за то,  что случилось, я не имел права так говорить.  
   
  Странная вышла история и с дедушкой Романом, папиным отцом. Впервые  я его увидел взрослым, мне было лет тридцать. В ДК «Москворечье»  базировалась моя музыкальная студия — как видите, музыка осталась со  мной на всю жизнь. Однажды заходит пожилой, но крепкий еще человек —  седые волосы чуть ниже плеч, добрые голубые глаза, крупный нос. Постоял  молча, глядя пристально на меня, и вышел. Я у работницы ДК спрашиваю:  «Кто это?» — «Наш главный электрик». Помялась и добавляет: «А ты его  не узнаешь?» — «Нет, — отвечаю, — ни разу не видел». Она стушевалась  и ушла. На следующий день старик снова пришел. И вдруг говорит: «Я твой  дедушка. А папа Женя — мой сын». Это случилось незадолго до его смерти.  И бабушку, мать отца, я не знал и также встретил при странных  обстоятельствах. Зашел в магазин за продуктами, навстречу — пожилая  женщина, но не старушка, а такая своеобразная — в ожерельях, кольцах.  Подошла: «Я твоя бабушка. Как живешь?» Никаких слез, объятий, разошлись,  и больше я ее не видел.  
— Недавно вы отметили 46-й день рождения. Что загадали, задувая свечи на торте?
— Новых хороших ролей! Какой бы тяжелой ни была актерская профессия, но она дает невероятной силы эмоции. Это как для хищника запах крови, который будоражит, не позволяет успокоиться. Слава Богу, у меня есть театр, где что ни работа, то подарок. Вот крайняя — «Мефисто» в постановке Адольфа Яковлевича Шапиро. Я играю главного героя — Хендрика Хефгена — и весь спектакль не ухожу со сцены.
А с кино дела у меня обстоят хуже. Странно:  мне 46 лет, а режиссеры продолжают видеть меня в том же амплуа, что  и 20 лет назад. Звонят и предлагают главную роль. Спрашиваю: «Кто мой  герой?» Мнутся. Я предполагаю: «Милиционер?» — «Да. Но знаете, он  бывший. В деревне живет…»  
   
  Или предлагают: «Интересная роль — продажный коп». Но это американское  понятие. Какой коп у нас-то? Мне все это неинтересно. Понятно, совсем  я не отказываюсь от кино: деньги никто не отменял — у меня семья, дети.  Но на сегодняшний день оно меня не радует. Нет у нас сейчас кино, лишь  изредка выходит что-то достойное.  
   
  Но я не ропщу и не парюсь по поводу возраста, хотя неприятно, что уже  не могу легко спрыгнуть с несущегося грузовика. (Смеется.)  Двадцатипятилетним мне больше не быть. И занятия всякими кроссфитами —  лишь для того, чтобы достойно стареть. Это я не к тому, что я поставил  точку. Кто знает, может быть, через 30 лет вы будете брать у меня  интервью по поводу свадьбы с 20-летней студенткой. (Смеется.) Что будет  потом, никто не предугадает — предлагаю наслаждаться тем, что каждый  из нас имеет.  
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
